Решение суда Еврейской автономной области от 28.07.2015 по делу N 3-26/2015 <О признании частично недействующим постановления правительства ЕАО от 30.09.2013 N 511-пп на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году">



СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2015 г. по делу № 3-26/2015

Суд Еврейской автономной области в составе судьи Папуловой С.А.,
с участием:
прокурора Витютнева К.В.,
представителя правительства ЕАО Р.В., действующего на основании доверенности от <...> № <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Еврейской автономной области о признании постановления правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 № 511-пп (в редакции постановлений правительства ЕАО от 28.11.2013 № 636-пп, от 06.06.2014 № 280-пп, от 23.09.2014 № 459-пп, от 18.11.2014 № 585-пп) "Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году" противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,

установил:

Прокурор ЕАО обратился в суд с заявлением о признании постановления правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп "Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году" (в редакции постановлений правительства ЕАО от 28.11.2013 № 636-пп, от 06.06.2014 № 280-пп, от 23.09.2014 № 459-пп, от 18.11.2014 № 585-пп) противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части.
Мотивировал тем, что постановление правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп принято в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015" для оценки нанесенного ущерба и выработки мер по ликвидации последствий подтопления территорий и их защите от паводковых вод на территории Еврейской автономной области.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 постановлено Правительству РФ в срок до 10.09.2013 принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 закона ЕАО от 20.04.2011 № 918-ОЗ "О защите населения и территорий Еврейской автономной области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" к полномочиям правительства области в сфере защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций относятся принятие на основании и во исполнение федеральных законов, законов области, постановлений и распоряжений губернатора области нормативных правовых актов в сфере защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций и обеспечение их исполнений; принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
Подпунктами "г" и "д" пункта 2 Правил предусмотрена возможность выделения обозначенных выше выплат гражданам за счет ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктами 10, 12, 13 Правил на основании решения Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в 10-дневный срок в установленном порядке осуществляется перечисление бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 30 процентов предусмотренного в указанном решении Правительства Российской Федерации общего объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 2 Правил.
Перечисление средств, оставшихся от общего объема указанных бюджетных ассигнований резервного фонда, в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляется в установленном порядке после представления Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Министерство финансов Российской Федерации документов, обосновывающих общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, поступивших из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых (требуемых в данном случае) бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются документы, определенные п. 11 Правил, в числе которых заявления об оказании гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости; списки граждан, нуждающихся в оказании помощи; сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях.
Порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 9 методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 02.11.2010 № 2-4-60-12-22, подтверждением необходимости принятия решения и оказания гражданам помощи являются результаты проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления, оформленные соответствующими актами обследования частных жилых помещений. Акты обследования частных жилых помещений являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

В нарушение указанных требований федерального и областного законодательства в перечень домовладений ЕАО, подтопленных (затопленных) в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, утвержденный постановлением правительства ЕАО от 30.09.2014 № 511-пп, не включены все объекты затопления (подтопления), определенные проведенными в установленном порядке обследованиями жилых помещений.
Так, проведенной проверкой по обращению граждан Ч.А. (обратившейся в интересах Л.А.) и К.Н. установлено, что Л.А. является собственником квартиры № 2 в доме № 9 по ул. <...>, а К.Н. - квартиры № 2 в доме № 6 по ул. <...>. Указанные квартиры не включены в перечень домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области, в то время как квартира № 1 дома № 9 и квартира № 1 дома № 6 включены в данный перечень. По информации Областного государственного каченного учреждения "Многофункциональный центр" (далее - ОГКУ "МФЦ") гражданам, проживающим в квартире № 1 дома № 9 и в квартире № 1 дома № 6 по ул. <...> в 2013 году произведены выплаты в виде единовременной и финансовой помощи. Несмотря на то, что Л.А. и К.Н. проживают в двухквартирных домах, в которых граждане, проживающие во второй половине дома, являющегося единым строением, признаны пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения 2013 года и получили предусмотренные законом выплаты, указанные квартиры в постановлении правительства области от 30.09.2013 № 511-пп (в редакции от 18.11.2014 № 585-пп) не значатся.
На основании изложенного, просил суд признать постановление правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп "Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году" противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части не включения в перечень домовладений, подтопленных (затопленных) на территории ЕАО в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, квартиры № 2 в доме № 9 по ул. <...>, квартиры № 2 в доме № 6 по ул. <...>.
В судебном заседании помощник прокурора ЕАО Витютнев К.В. требования заявления поддержал в полном объеме.
Представитель правительства ЕАО Р.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования прокурора ЕАО не признал. Пояснил, что отсутствуют доказательства того, что указанные квартиры находились в зоне подтопления. При этом, критерием включения жилых помещение в перечень домовладений, подтопленных (затопленных) в результате наводнения являлось подтопление части земельного участка, если это подтверждалось актом органа местного самоуправления. Граждане, проживающие в квартирах № 2, домов № 6 и № 9, расположенных по адресу: <...>, своевременно не обратились с заявлением о включении их домовладений в перечень подтопленных, либо с заявлением на получение финансовой помощи.
Свидетель С.С. суду пояснил, что в период чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году, работал заместителем главы Ленинского муниципального района ЕАО, являлся председателем штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации и председателем комиссии по обследованию жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации. В с. <...> на обследование квартиры № 1 по адресу: ул. <...>, дом № 9 не выезжал. Выезжали другие члены комиссии, которые после обследования подтопленных домовладений предоставляли ему акты на подпись.
Свидетель Ч.Т.А. в судебном заседании пояснила, что ее отец Л.А., проживающий по адресу: <...>, д. 9, кв. 2, на период чрезвычайной ситуации был эвакуирован в пункт временного размещения в с. Бабстово. Его соседи по дому, проживающие в квартире № 1, а также соседи, проживающие в доме № 11, получили компенсационные выплаты, а ее отец нет. Они с отцом несколько раз писали заявления на получение положенных выплат: когда находились в пункте временного размещения и после возвращения домой. Ей сказали обращаться в суд, поскольку межведомственная комиссия уже составила акты.
Свидетель К.Н. суду пояснила, что проживает по адресу: <...>, д. 6, кв. 2. Во время наводнения вода на их улицу шла со стороны домов № 8, № 12, № 18, № 20. Остановилась на доме № 8, а затем пошла со стороны огородов. Ее огород был затоплен наполовину, дом затоплен не был, вода была только в подполье из-за грунтовых вод. В период наводнения она из дома не уезжала. Комиссия ее дом не обследовала, акт осмотра она получала в администрации поселения. Вода с участка ушла в начале сентября 2013 года.
Свидетель Ж.Т. в судебном заседании суду пояснила, что в администрации Ленинского сельского поселения ЕАО начала работать с 05.11.2013. В момент наводнения находилась на территории с. <...>, как житель данного села. Дома, начиная с № 2 по № 12, расположенные по ул. <...>, подтоплены не были, подтопленными оказались только приусадебные участки, когда был пик наводнения, в течение недели с 28.08.2013. Приусадебные участки квартир № 2 домов № 6 и № 9, были подтоплены, вода не дошла до дома на расстояние 3-4 метра.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей считает, что заявленные прокурором ЕАО требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Из положений, содержащихся в ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды, размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Подпунктами "г" и "д" п. 2 Правил предусмотрена возможность выделения обозначенных выше выплат гражданам за счет ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых (требуемых в данном случае) бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Согласно п. 9 методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 02.11.2010 № 2-4-60-12-22, подтверждением необходимости принятия решения и оказания гражданам помощи являются результаты проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления, оформленные соответствующими актами обследования частных жилых помещений. Акты обследования частных жилых помещений являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В силу ст. 4 закона ЕАО от 20.04.2011 № 918-ОЗ "О защите населения и территорий Еврейской автономной области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" (в ред. законов ЕАО от 27.06.2012 № 95-ОЗ, от 24.01.2014 № 443-ОЗ, от 24.04.2015 № 702-ОЗ) к полномочиям правительства ЕАО в сфере защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций относятся принятие на основании и во исполнение федеральных законов, законов области, постановлений и распоряжений губернатора области нормативных правовых актов в сфере защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций и обеспечение их исполнений; принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015", правительством ЕАО 30.09.2013 принято постановление № 511-пп "Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году".
Первоначальный текст указанного постановления правительства ЕАО опубликован в издании "Биробиджанская звезда" от 09.10.2013 № 74, от 11.10.2013 № 75, от 16.10.2013 № 76.
В последующем в постановление внесены изменения: постановлением правительства ЕАО от 28.11.2013 № 636-пп, опубликованным в издании "Биробиджанская звезда" от 06.12.2013 № 90; постановлением правительства ЕАО от 06.06.2014 № 280-пп, опубликованным в издании "Биробиджанская звезда" от 20.06.2014 № 44; постановлением правительства ЕАО от 23.09.2014 № 459-пп, опубликованным в издании "Биробиджанская звезда" от 01.10.2014 № 71; постановлением правительства ЕАО от 18.11.2014 № 585-пп, опубликованным в издании "Биробиджанская звезда" от 26.11.2014 № 84.
В постановлении для оценки нанесенного ущерба и выработки мер по ликвидации последствий подтопления территорий и их защите от паводковых вод правительство ЕАО определило перечень домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, согласно приложению № 1.
Распоряжением правительства ЕАО от 05.09.2013 № 244-рп утвержден Порядок выплаты гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах ЕАО, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (далее - Порядок).
Согласно п. 1 Порядка пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году признаются граждане, постоянно проживающие в жилых помещениях, которые включены в перечень домовладений, подтопленных (затопленных) на территории ЕАО в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, определенный постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп "Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории ЕАО в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году".
Из материалов дела установлено, что прокуратурой ЕАО проведена проверка по обращениям граждан К.Н. и Ч.А., обратившейся в интересах Л.А.
Л.А. является собственником квартиры № 2 в доме № 9 по ул. <...>, а К.Н. собственником квартиры № 2 в доме № 6 по ул. <...>.
Из акта обследования территории Ленинского сельского поселения от 15.09.2013 следует, что комиссия в составе председатель Ж.О., членов комиссии: Н.И., П.Е., Ф.А., Г.И. провела обследование территории Ленинского сельского поселения для выявления подтопленных домовладений и подтопленных земельных участков, прилегающих к домовладениям, и решила, что дом, расположенный по адресу: <...>, д. 9, кв. 2, находится вне зоны подтопления.
Аналогичный акт от 24.09.2013 составлен в отношении дома, расположенного по адресу: <...>, д. 6, кв. 2.
Л.А. и К.Н. администрацией Ленинского сельского поселения отказано в признании их пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения со ссылкой на акты обследования территории Ленинского сельского поселения и распоряжения администрации Ленинского сельского поселения от 02.09.2013 № 41-а (с изменениями от 16.09.2013 № 46-р) "Об определении зон подтопления", поскольку их дома расположены вне зоны подтопления.
Также, указанные квартиры не включены в перечень домовладений подтопленных (затопленных) на территории ЕАО, в то время как квартира № 1 дома № 9 и квартира № 1 дома № 6 по указанной улице включены в указанный перечень.
По информации ОКГУ "МФЦ" от 13.01.2015 № 20, от 12.01.2015 № 1, гражданам, проживающим в квартире № 1 дома № 9 и квартире № 1 дома № 6 по ул. <...>, в 2013 году произведены выплаты в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на каждого члена семьи. Иные меры государственной поддержки гражданам, проживающим по указанным адресам, как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, не предоставлялись.
Такая же информация указана в ответе ОКГУ "МФЦ" от 15.07.2015 № 2795.
При этом из акта от 29.08.2015 следует, что комиссией Ленинского муниципального района ЕАО в составе председателя С.С., членов комиссии: С.В., Г.Д., проведено обследование жилого дома № 9, расположенного по адресу: <...>, квартира № 1, в результате установлено подтопление приусадебного участка с жилым домом, принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 50 000 рублей.
При этом в отношении дома № 6, расположенного по адресу: <...>, квартира № 1, обследование комиссией администрации Ленинского муниципального района ЕАО было проведено 05.10.2013, в результате также установлено подтопление приусадебного участка с жилым домом, принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 20 000 рублей.
Тогда как следует из показаний свидетелей Ж.Т. и К.Н., воды на приусадебных участках, расположенных на ул. <...>, в начале сентября 2013 года уже не было.
19.02.2015 прокурором ЕАО на имя губернатора ЕАО внесено представление об устранении нарушений законодательства при оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения 2013 года.
Из ответа вице-губернатора от 10.04.2015 на указанное представление прокурора ЕАО следует, что собственники квартиры № 2 в доме № 9 и квартиры № 2 в доме № 6 по ул. <...> не обращались в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением, мероприятия по признанию этих граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнение на территории области в 2013 году, и данных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания вследствие наводнения 2013 года не проводились. В связи с этим в перечне домовладений, подтопленных (затопленных) на территории ЕАО, утвержденным постановление правительства области от 30.09.2013 № 511-пп, данные домовладения не указаны. На сегодняшний день невозможно определить факт повреждения указанных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании представитель правительства ЕАО Р.В. также указал, что граждане, проживающие в квартирах № 2, домов № 6 и № 9, расположенных по адресу: <...>, своевременно не обратились с заявлением о включении их домовладений в перечень подтопленных, либо с заявлением на получение финансовой помощи.
Вместе с тем из материалов дела, показаний свидетелей следует, что граждане, проживающие в указанных квартирах, обращались с соответствующими заявлениями, но им было отказано.
Это усматривается из указанных выше ответов администрации Ленинского сельского поселения, которыми Л.А. и К.Н. отказано в признании их пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, поскольку их дома расположены вне зоны подтопления, а также сообщения администрации Ленинского сельского поселения от 12.12.2014 № 3557 и от 12.12.2014 № 3541 на имя прокурора Ленинского района ЕАО, согласно которым указанные граждане обращались с заявлением в администрацию Ленинского сельского поселения на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, но им было отказано поскольку их жилые помещения не вошли в перечень подтопленных домовладений на территории ЕАО.
Из пояснений представителя правительства ЕАО Р.В. следует, что критерием включения жилых помещение в перечень домовладений, подтопленных (затопленных) в результате наводнения являлось подтопление части земельного участка.
Факт подтопления приусадебных участков квартир № 2 домов № 6 и № 9 по ул. <...> подтверждается показаниями свидетелей Ж.Т. и К.Н. и не опровергнут представителем заинтересованного лица.
Кроме того, из показаний свидетеля Ж.Т. следует, что дома № 2-1, № 3, № 6-1, № 7-1, № 8-2, № 9-1, № 10, № 11-1, 11-2, расположенные на ул. <...>, не были подтоплены, были подтоплены только земельные участки. Вместе с тем судом установлено и следует из материалов дела, что в приложение № 1 к указанному постановлению в раздел "Муниципальное образование "Ленинский муниципальный район" <...> указанные выше домовладения вошли, кроме квартир № 1 домов № 6 и № 9 по указанной улице.
Из положений ст. 13 ГК РФ следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
На основании системного анализа приведенных выше норм права в совокупности с установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд приходит к выводу, что права граждан, проживающих в квартире № 2 в доме № 9 по ул. <...>, квартире № 2 в доме № 6 по ул. <...>, нуждающихся в оказании соответствующей помощи в связи с крупномасштабным наводнением в 2013 году, гарантированной Конституцией Российской Федерации и указанными выше нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп "Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году" (в редакции постановлений правительства ЕАО от 28.11.2013 № 636-пп, от 06.06.2014 № 280-пп, от 23.09.2014 № 459-пп, от 18.11.2014 № 585-пп) в оспариваемой части противоречит указанному выше федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в средствах массовой информации - газете "Биробиджанская звезда".
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253, 320 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Еврейской автономной области о признании постановления правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 № 511-пп (в редакции постановлений правительства ЕАО от 28.11.2013 № 636-пп, от 06.06.2014 № 280-пп, от 23.09.2014 № 459-пп, от 18.11.2014 № 585-пп) "Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году" противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, удовлетворить.
Признать постановление правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 № 511-пп (в редакции постановлений правительства ЕАО от 28.11.2013 № 636-пп, от 06.06.2014 № 280-пп, от 23.09.2014 № 459-пп, от 18.11.2014 № 585-пп) "Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году" в части не включения в Перечень домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, квартиры № 2 в доме № 9 по ул. <...>, квартиры № 2 в доме № 6 по ул. <...> противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.

Судья суда ЕАО
С.А.ПАПУЛОВА


------------------------------------------------------------------