По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Постановление правительства ЕАО от 02.06.2015 N 242-пп "О докладе об инвестиционной политике и инвестиционном климате в Еврейской автономной области в 2014 году"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. № 242-пп
О ДОКЛАДЕ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИНВЕСТИЦИОННОМ
КЛИМАТЕ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 2014 ГОДУ
В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.12.2013 № 680-пп "О подготовке ежегодного доклада об инвестиционной политике и инвестиционном климате в Еврейской автономной области" правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый доклад об инвестиционной политике и инвестиционном климате в Еврейской автономной области в 2014 году.
2. Управлению экономики правительства Еврейской автономной области разместить доклад, одобренный в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, на интернет-портале "Интерактивная инвестиционная карта-схема Еврейской автономной области".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Еврейской автономной области Василенко Е.П.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Временно исполняющий обязанности губернатора области
А.Б.ЛЕВИНТАЛЬ
ОДОБРЕН
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 02.06.2015 № 242-пп
ДОКЛАД
ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ИНВЕСТИЦИОННОМ КЛИМАТЕ
В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 2014 ГОДУ
Достойный уровень жизни населения, а также социальное и экономическое развитие региона, в первую очередь, зависят от состояния и перспектив развития экономики. Прошедший 2014 год был непростым как для Российской Федерации в целом, так и для субъектов Федерации.
В условиях неустойчивой экономики и снижения инвестиционной активности важнейшее значение для каждого региона приобретает конкуренция за инвестиции. Рост объема инвестиций может быть достигнут только при создании комфортной среды для ведения бизнеса. Поэтому основной задачей региональных властей остается создание привлекательного инвестиционного климата и привлечение капитала, в том числе иностранного, в свой регион.
Социально-экономическая ситуация в 2014 году характеризовалась умеренным развитием.
Номинальный валовой региональный продукт в 2014 году, по оценке, составил 42,8 млрд. рублей, его реальный объем - 104,9 процента к уровню 2013 года.
Сводный индекс промышленного производства по полному кругу предприятий области за 2014 год по сравнению с предыдущим периодом составил 115,6 процента.
Объем валовой продукции сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств) в 2014 году составил 4,6 млрд. рублей, или 130,6 процента, в сопоставимых ценах к уровню 2013 года.
Индекс потребительских цен (декабрь отчетного года к декабрю предыдущего года) составил 111,8 процента.
Среднедушевые денежные доходы населения Еврейской автономной области (далее - область) за 2014 год увеличились на 6,6 процента по сравнению с 2013 годом и составили 21765,0 рубля, при этом реальные располагаемые денежные доходы уменьшились на 2,8 процента.
По предварительным данным за 2014 год номинальная начисленная среднемесячная заработная плата увеличилась на 6,5 процента к соответствующему уровню 2013 года и составила 29282,1 рубля. Реальная начисленная заработная плата составила 98,6 процента к предыдущему году.
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в 2014 году выросла на 9,3 процента по сравнению с предыдущим годом и составила 10184,9 рубля.
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения области за 2014 год превысили величину прожиточного минимума в расчете на душу населения в 2,1 раза.
Численность безработных (по методологии МОТ) на конец декабря 2014 года составила 7,5 тыс. человек, что на 2,7 процента выше соответствующего периода 2013 года.
Социально-экономическое развитие области во многом обусловлено инвестиционными процессами.
В 2014 году объем инвестиций в основной капитал составил 10,8 млрд. рублей, или 73,7 процента к уровню 2013 года.
Снижение показателя связано с сокращением инвестиционных программ предприятий, более низкими, чем предполагалось, темпами инвестирования строительства горно-обогатительных предприятий, а также снижением объемов государственных расходов в рамках федеральных целевых программ в объекты транспорта, социальную инфраструктуру.
Основной объем инвестиций в основной капитал приходится на добычу полезных ископаемых - 34,2 процента, транспорт и связь - 33,1 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 11,7 процента. В данных видах деятельности сосредоточены крупные инвестиционные проекты. Очень мала доля инвестиций в обрабатывающем секторе - 0,2 процента.
Привлеченные средства являются главным источником финансирования инвестиций, их доля составляет 87 процентов от общего объема инвестиций. За счет накопленной амортизации и прибыли предприятия и организации направляют всего 13 процентов. По-прежнему кредитные ресурсы для большинства предприятий малодоступны, поэтому их доля в общем объеме инвестиций очень мала - 0,02 процента.
В два раза по сравнению с предыдущим годом сократились объемы бюджетных инвестиций (с 4,2 млрд. рублей в 2013 году до 1,97 млрд. рублей в 2014 году), их доля в общем объеме инвестиций составляет 26,1 процента, что на 10,6 процентных пункта меньше, чем в 2013 году.
Бюджетные средства направлялись на строительство и реконструкцию объектов транспортной, инженерной инфраструктуры и социальной сферы, которые осуществлялись в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Еврейской автономной области.
В 2014 году на территории области осуществлялась реализация 12 федеральных целевых программ, объем привлеченных средств из федерального бюджета на реализацию программ составил 848,7 млн. рублей, что на 60 процентов меньше, чем было выделено в 2013 году. На софинансирование мероприятий из областного и местного бюджетов привлечено 26,8 млн. рублей.
В рамках программ построены участок федеральной автомобильной дороги "Амур" 1853 - 1906 км и 0,8 км региональной автодороги Биробиджан - Унгун - Ленинское. В городе Биробиджане осуществлялось строительство СИЗО на 300 мест, пожарно-химической станции ФГБУ "Бастак", реконструкция стадиона "Дружба".
В целях защиты от наводнений осуществлялись противопаводковые мероприятия на дамбах в Смидовичском и Октябрьском районах, начато строительство защитной дамбы на правом берегу реки Большая Бира в черте г. Биробиджана в районе п. Партизанский.
Сдана в эксплуатацию Облученская больница на 120 коек и 240 посещений в смену.
В 2014 году отмечен значительный рост жилищного строительства, объем введенного жилья составил 104,0 тыс. кв. м, что на 64,6 процента больше, чем введено в 2013 году.
Был сдан в эксплуатацию 40-квартирный социальный дом, более 180 домов возведено для людей, пострадавших от наводнения в 2013 году.
В отчетном году продолжалась реализация крупных инвестиционных проектов.
На строительстве Кимкано-Сутарского ГОКа в 2014 году освоено 2,2 млрд. руб. Ввод в эксплуатацию первой очереди ГОКа запланирован во втором полугодии 2015 года.
На строительстве рудника "Поперечный" Южно-Хинганского месторождения марганцевых руд в 2014 году освоено 13,8 млн. рублей, построена автомобильная дорога Столбовое - участок Поперечный протяженностью 14,2 км. Возведены основные объекты рудника, завершено размещение компрессора и коммуникаций.
На освоении Союзного месторождения графита ООО "Группа "Магнезит" в 2014 году использовано 216,0 млн. рублей, осуществлялись работы по строительству 14 км участка автодороги до промышленной площадки. Проектной организацией ведется разработка документации на карьер по добыче графитовой руды. Компанией планируется на станции Унгун создать логистический комплекс, получены технические условия от ОАО РЖД, разработано техническое задание на проектные работы. В 2015 году планируется выполнить проектные работы по строительству обогатительной фабрики.
Еще один крупный проект, реализация которого даст существенный импульс развитию экономики области, - это строительство железнодорожного мостового перехода через реку Амур на участке российско-китайской государственной границы в районе с. Нижнеленинское. Работы по строительству железнодорожного мостового перехода планируется начать в 2015 году. Одновременно предстоит реконструировать железнодорожную ветку, обустроить пункты пропуска.
Правительством области совместно с муниципальными образованиями проводилась работа по формированию территорий опережающего социально-экономического развития. В этом направлении предстоит серьезная работа по созданию благоприятных условий для инвесторов, планируется создание промышленных и транспортно-логистических парков в Ленинском районе, агропромышленного парка в Смидовичском районе.
Значимыми конкурентными преимуществами Еврейской автономной области является ее географическое положение, компактность территории и наличие доступной транспортной инфраструктуры. Область богата минерально-сырьевыми ресурсами, выявлены более 20 видов полезных ископаемых, в том числе крупные месторождения угля, железа, марганца, графита, талька, брусита. Однако отдаленность территории от промышленных и сырьевых центров, отсутствие собственных электрогенерирующих мощностей, неблагоприятная демографическая ситуация значительно снижают привлекательность области для инвесторов.
В этой ситуации особенно важно сконцентрировать внимание и усилия органов исполнительной власти по обеспечению условий для привлечения инвесторов на территорию области.
В области сформированы и действуют институты, обеспечивающие защищенность бизнеса, разработана необходимая нормативная правовая база, работают механизмы поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности. В частности:
- создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области, принят областной закон от 30.10.2013 № 392-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области";
- утверждены Инвестиционная стратегия Еврейской автономной области на период до 2025 года и Инвестиционная декларация Еврейской автономной области;
- сформирована и действует нормативная правовая база, предусматривающая защиту прав и поддержку инвестиционной деятельности на территории области;
- в 2014 году нормативно установлены льготы по налогу на прибыль для новых производственных проектов - 0 процентов в первые пять лет реализации проектов, 10 процентов - в последующие пять лет;
- постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.12.2013 № 674-пп "О Порядках проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Еврейской автономной области и экспертизы нормативных правовых актов Еврейской автономной области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" утверждены и действуют Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Еврейской автономной области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Еврейской автономной области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Создан специализированный интернет-портал "Интерактивная инвестиционная карта-схема Еврейской автономной области" http://invest.eao.ru/ с действующим каналом прямой связи с руководством области.
Распоряжением правительства Еврейской автономной области утвержден регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", реализуемых и (или) планируемых к реализации в Еврейской автономной области.
Действует Совет по улучшению инвестиционного климата в Еврейской автономной области. По итогам его работы в прошедшем году оказана поддержка в реализации инвестиционного проекта, разработаны и приняты нормативные правовые акты области, направленные на упрощение и сокращение в 2 раза сроков прохождения процедур согласования разрешений на строительство.
Еще один совещательный орган по поддержке инвестиционной деятельности - Инвестиционный совет Еврейской автономной области. В 2014 году советом принято решение об оказании государственной поддержки:
- в виде предоставления льгот по уплате налога на имущество и транспортному налогу ООО "Дальграфит";
- в виде субсидии за счет средств областного бюджета для компенсации части процентной ставки по банковскому кредиту, полученному на реализацию инвестиционного проекта "Развитие горнолыжного комплекса "Гора змеиная" (Облученский район).
Вместе с тем уже в этом году необходимо разработать и реализовать меры по улучшению регуляторной среды, увеличить доступность ресурсов и повысить качество инфраструктуры для бизнеса. Приоритетным направлением также является повышение эффективности поддержки малого и среднего предпринимательства.
Исходя из этих предпосылок в области разработана и утверждена распоряжением правительства области от 20.02.2015 № 54-рп Дорожная карта улучшения инвестиционного климата в Еврейской автономной области, которая включает в себя следующие разделы:
- эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство;
- эффективность процедур по подключению электроэнергии;
- эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса;
- доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса;
- поддержка малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время остро обозначилась проблема отсутствия актуальных документов территориального планирования. В области не разработана схема электросетевого хозяйства, имеющиеся проекты перераспределения земель устарели и не отражают текущую ситуацию. Все это факторы, ухудшающие инвестиционный климат в области.
Очевидно, что назрела задача инвентаризации земель с целью выявления неиспользуемых, нерационально используемых земель или используемых не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что важными условиями обеспечения благоприятного инвестиционного климата являются реализация Инвестиционной стратегии Еврейской автономной области и выполнение Дорожной карты по улучшению инвестиционного климата в Еврейской автономной области. Мероприятия, предусмотренные в этих документах, определены следующими приоритетами:
- создание территорий опережающего социально-экономического развития, инфраструктурно обеспеченных инвестиционных площадок, привлечение резидентов на эти площадки;
- государственная поддержка при реализации инвестиционных проектов, в том числе - сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
- развитие института оценки регулирующего воздействия;
- сокращение отдельных процедур, а также оптимизация процессов разрешений и согласований при реализации инвестиционных проектов;
- инвестиционное продвижение региона с использованием презентаций региона, выставочно-ярмарочной деятельности, других инструментов формирования имиджа региона.
В заключение хотелось бы отметить важность построения конструктивного диалога власти с представителями бизнеса в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата. Только совместная грамотная работа, с пониманием и ответственностью, способна дать хорошие результаты на пути к главным целям развития территории области и повышению уровня жизни ее населения.
------------------------------------------------------------------